К статье

Mourir pour les idées (1972) Умереть за идеи


Mourir pour des idées, l'idée est excellente
Moi j'ai failli mourir de ne l'avoir pas eu
Car tous ceux qui l'avaient, multitude accablante
En hurlant à la mort me sont tombés dessus
Ils ont su me convaincre et ma muse insolente
Abjurant ses erreurs, se rallie à leur foi
Avec un soupçon de réserve toutefois
Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente,
D'accord, mais de mort lente

Jugeant qu'il n'y a pas péril en la demeure
Allons vers l'autre monde en flânant en chemin
Car, à forcer l'allure, il arrive qu'on meure
Pour des idées n'ayant plus cours le lendemain
Or, s'il est une chose amère, désolante
En rendant l'âme à Dieu c'est bien de constater
Qu'on a fait fausse route, qu'on s'est trompé d'idée
Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente
D'accord, mais de mort lente

Les saint jean bouche d'or qui prêchent le martyre
Le plus souvent, d'ailleurs, s'attardent ici-bas
Mourir pour des idées, c'est le cas de le dire
C'est leur raison de vivre, ils ne s'en privent pas
Dans presque tous les camps on en voit qui supplantent
Bientôt Mathusalem dans la longévité
J'en conclus qu'ils doivent se dire, en aparté
"Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente
D'accord, mais de mort lente"

Des idées réclamant le fameux sacrifice
Les sectes de tout poil en offrent des séquelles
Et la question se pose aux victimes novices
Mourir pour des idées, c'est bien beau mais lesquelles ?
Et comme toutes sont entre elles ressemblantes
Quand il les voit venir, avec leur gros drapeau
Le sage, en hésitant, tourne autour du tombeau
Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente
D'accord, mais de mort lente

Encor s'il suffisait de quelques hécatombes
Pour qu'enfin tout changeât, qu'enfin tout s'arrangeât
Depuis tant de "grands soirs" que tant de têtes tombent
Au paradis sur terre on y serait déjà
Mais l'âge d'or sans cesse est remis aux calendes
Les dieux ont toujours soif, n'en ont jamais assez
Et c'est la mort, la mort toujours recommencée
Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente
D'accord, mais de mort lente

O vous, les boutefeux, ô vous les bons apôtres
Mourez donc les premiers, nous vous cédons le pas
Mais de grâce, morbleu! laissez vivre les autres!
La vie est à peu près leur seul luxe ici bas
Car, enfin, la Camarde est assez vigilante
Elle n'a pas besoin qu'on lui tienne la faux
Plus de danse macabre autour des échafauds!
Mourrons pour des idées, d'accord, mais de mort lente
D'accord, mais de mort lente

Умереть за идеи – прекрасная идея.
А вот я чуть не умер оттого, что у меня ее не было,
Когда толпа народу, у которой она была,
Накинулась на меня, вопя смертным воем.
Им удалось меня убедить, и вот моя дерзкая муза,
Отрекаясь от заблуждений, примыкает к их вере –
С небольшой однако оговорочкой:
Умрем за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша.

Рассудив, что дело терпит,
Отправимся на тот свет прогулочным шагом,
Ибо, если поспешить, может случиться,
Что умрешь за идеи, которые завтра будут не в цене.
А поскольку, согласитесь, горько и обидно,
Отдавая богу душу, обнаружить,
Что пошел не той дорогой и ошибся идеей,
То умрем же за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша.

Святые Иоанны Златоусты*, проповедуя мученичество,
Чаще всего, однако, задерживаются на этом свете.
Смерть за идеи, следует здесь сказать, -
Это смысл их жизни, и они не торопятся его лишиться.
Однако наблюдая повсеместно, что в долголетии
Им удается перещеголять Мафусаила**,
Я заключил, что про себя они должны говорить:
«Умрем за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша».

Идеи, требующие славного самопожертвования,
Предлагаются всевозможными сектами в большом количестве.
И перед жертвой-новичком встает вопрос:
Умереть за идеи – это здорово, но за какие именно?
А поскольку все они друг на друга похожи,
То, завидя куда они клонят свои знамена***,
Разумный человек потопчется вокруг могилы в сомнении****:
«Умрем за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша».

Если предположить, что нужна всего пара гекатомб
Для того, чтобы все наконец образовалось и устроилось,
То после стольких великих битв и стольких снесённых голов
Мы б давно уже проживали в земном раю.
Но золотой век все откладывается в долгий ящик,
Боги жаждут***** – и все им мало.
И только смерть повторяется снова и снова******,
Умрем же за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша.

О поджигатели, о славные парни,
Умрите же первыми! Мы предоставляем вам эту честь.
Но, ради Бога, черт побери, дайте жить другим –
Тем, для кого жизнь на земле – единственная роскошь.
В конце концов, старуха смерть пребывает в добром здравии
И не просит помочь ей махать косой.
Довольно плясок смерти вокруг эшафотов.
Умрем за идеи, ладно,
Но сделаем это не спеша.

© NM

* Св. Иоанн Златоуст – Епископ Константинопольский, прозванный так за красноречие
** Мафусаил – один из праотцев, прославившийся своим долголетием (он прожил 969 лет). Его имя стало нарицательным для обозначения долгожителя («мафусаилов век»).
*** «Quand il les voit venir avec leur gros drapeau» («Когда они топают под своим здоровенным знаменем» – перепев поговорки: «je te vois venir avec tes gros sabots» («вижу, куда ты клонишь»).
**** «Le sage en hesitant tourne autour du tombeau» – парафраз поговорки «tourner autour du pot» («ходить вокруг да около»).
***** «Боги жаждут» - название романа Анатоля Франса о Великой французской революции.
****** «Et c’est la mort la mort toujours recommencée» – измененная цитата из упомянутого в прошлый раз «Морского кладбища» Поля Валери «Et c’est la mer la mer toujours recommencée», где говорится не о смерти, а о море.


СМЕРТЬ ЗА ИДЕЮ (пер. А. Аванесова)

Пасть за идею? Что ж, идея неплохая!
Я сам едва не пал, под натиском людей,
Которые крича и флагами махая,
Шли плотною толпой на смерть ради идей.
Пристроившись в хвосте, как будто на аркане
Мы с музою моей за ними поплелись,
Рискнув на свой манер подправить их девиз:
Умрем ради идей! Я — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!

Пусть кажутся порой намеренья благими,
Не следует хватать идеи на лету,
А то, неровен час, отдашь концы во имя
Той, что уже назавтра будет не в ходу.
Приятно пасть в боях с идейными врагами,
Но горько в смертный час понять, что прогадал,
Что в спешке не за ту идею жизнь отдал...
Умрем ради идей! Я — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!

Пророки и вожди на нашей с вами тризне
Твердят на все лады, что ради их идей
Не жалко, черт возьми, и миллиона жизней,
А сами не спешат расстаться со своей.
Туда, где льется кровь, их не загнать пинками.
За делом рук своих следя из-за кулис,
Похоже, все они когда-то поклялись:
«Умрем ради идей! Мы — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!»

Затмили небосвод знамена сект и фракций.
Воззваний пруд пруди и лозунгов не счесть,
И мучает вопрос безусых новобранцев:
Какую из идей для смерти предпочесть?
Кликуши-близнецы витийствуют пока не
Спихнут в могильный ров очередную рать,
Но мудрый наобум не станет умирать...
Умрем ради идей! Я — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!

Когда бы рай земной, обещанный не раз нам,
И вправду мы могли построить на крови,
Давно бы цвел наш мир оазисом прекрасным
И вместо воронья нам пели соловьи.
Но светлый фаланстер, как повелось веками,
Отложен на потом, и боги жаждут вновь.
Вновь смерть рождает смерть и кровь рождает кровь!
Умрем ради идей! Я — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!

А вы, поводыри доверчивого стада,
Хотите умереть — пожалуйте вперед!
Для многих «просто жить» — последняя отрада.
Костлявая и так отсрочек не дает.
Карга, увы, точна без ваших понуканий.
Будь проклят хоровод безвременных кончин
Под возгласы «ура!», под скрежет гильотин...
Умрем ради идей! Я — за! Двумя руками!
Умрем! Но стариками!

© А. Аванесов

К началу