Как дерево в городе – Максим Ле Форестье – Жюльен Клер – Ив Симон – Мишель Сарду – Ив Дютей – Жак Ижлен – Вероник Сансон – Бернар Лавилье – Ален Сушон – Мишель Жоназ – Франсис Кабрель – Жан-Жак Гольдман – Рено.
Ровесник Клера и Ле Форестье, Ив Симон – филолог по образованию и певец не совсем обычный. Помимо песен, на его счету множество очерков и эссе, и более двух десятков романов, причем многие из них удостоены литературных премий.
Yves Simon (p. 1944)
Ив Симон родился в 3 мая 1944 года в лотарингском городе Шуазель в семье железнодорожника. Он был единственным ребенком, и, может быть, поэтому печатью одиночества отмечено все его творчество. А впрочем, без долгих предисловий, пусть он сам расскажет о своем детстве и юности, которые прошли в той же Лотарингии, в курортном городке Контрексевиль.
Les fontaines du Casino (1976) Фонтаны Казино
Университет в Нанси (театральный факультет), затем Париж; Ив получает диплом филолога и собирается на высшие кинематографические курсы. Но никак не меньше, чем литература, театр и кино, его интересует музыка, и более всего песня. Ив и сам с ранней юности пишет стихи и песни. Жорж Брассенс, Серж Генсбур, Боб Дилан, Роллинг Стоунз и Битлз – вот его кумиры. И мы увидим, как на удивление органично эти, казалось бы, несовместимые влияния переплавятся в единое целое в будущем творчестве Ива Симона.
В Париже молодой автор вызывает интерес звукозаписывающих компаний: Pathé Marconi и Fontana. В 1967 и в 1969 годах Ив Симон записывает два первых больших диска: «Ne t'en fais pas petite fille» и «La Planète endormie».
А в 1971 году выходят его первые романы «Цветные дни» и «Человек-радуга». Так и пойдет: от литературы к песне и снова к литературе, и тексты песен будут переплетаться со строками из романов. Что касается ранних его опытов, то первые два романа имеют большой успех, а два первых диска проходят практически незамеченными.
Однако в 1973 году Ив записывает новый альбом, «Au pays des merveilles de Juliet». И этот третий альбом не имеет ничего общего со стилем или (как формулирует сам автор) с отсутствием стиля прежних лет. Это уже мощная заявка на собственный оригинальный стиль, которого Симон будет придерживаться на протяжении всего его песенного творчества.
Две самые известные песни, с которых начался Ив Симон, – «Au pays des merveilles de Juliet», давшая название альбому, и «Les Gauloises bleues», которую мы сейчас послушаем. Наверное, Ив Симон наименее непосредственный, наиболее «литературный» из французских певцов – автор, для которого мир, созданный писателями и философами, мир эмоций, мир духовных и культурных ценностей материален не менее, чем «объективная реальность, данная нам в ощущениях». Неважно, в какую эпоху творили кумиры автора, если все они жили в его сознании в «прекрасное время» конца 60-х.
Les gauloises bleues (1972) Голубые голуаз
С 1973 года начинается слава Ива Симона как автора и исполнителя. На протяжении пяти лет (с 1973 по 1977) он ежегодно записывает по альбому. Второй альбом («Respirer chanter») становится «золотым» уже через несколько недель после выхода.
А «история любви» между Ивом и его публикой начинается еще со времен первого альбома, с песни «Regarde-moi»:
Regarde, regarde camarade de rencontre
|
Посмотри на меня, встреченный мною товарищ,
|
Заметим в скобках, что сегодняшняя реальность даровала адресатам Симона великий подарок – сетевое общение. Мир 70-х и подумать о таком не мог. В ответ на это объяснение в любви на адрес Ива Симона устремляются тысячи писем от одиноких молодых людей – и, не имея возможности ответить всем, в 1975 году он пишет им коллективное послание в песне и одноименном диске «Расскажи о себе».
Raconte toi (1975) Раскажи о себе
Невозможность выразить себя и две стороны жизни – реальная и воображаемая – один из основных лейтмотивов творчества Симона. Недаром по одной из таких песен Ив назвал поэтический сборник, вышедший в 1988 году.
Авторский комментарий: «Наша жизнь состоит из видимого и невидимого. Из действий и мечтаний. Они не совпадают никогда. Или редко, если быть более оптимистичным».
Un autre désir (1977) Иное желание
У любимого местоимения Симона «ты» обычно два адресата, не разделенных, впрочем, четкой границей. Обращение к неизвестному товарищу с призывом к коммуникации мы только что видели. Но, конечно, традиционной любовной лирики у него тоже хватает («традиционной» – в смысле жанра; ибо все, что делает Симон, нетрадиционно: и текст, и музыка, но особенно – их сочетание). И в этой области он умеет быть нежным, обаятельным, ласковым и романтичным – давайте сейчас послушаем. Это не самый любимый мой текст, но музыка исключительно хороша. Песня эта очень известная, включена во все сборники Ива Симона. Немного нарушим хронологию, но в данном случае это неважно
J't'imagine (1981) Я воображаю тебя
Казалось бы, две несовместимые традиции соединяются в творчестве Ива Симона, образуя эдакий фолк по-французски: французская (мелодия и текст) и англо-американская (ритм и звучание). Французская мелодия вплетается в английский ритм, и английские слова – во французский текст, нередко сливаясь в подобие магической мантры. Не будучи в музыке новатором, Ив Симон прекрасно ее стилизует. В песню «Африканец» он вводит элементы африканской музыки, а в песню о панке («История бездельника») – элементы панк-рока. Послушав сейчас песню «Зельда», мы не удивимся, что она стилизована под «Лед Зеппелин».
А что же с нашей «историей любви»? Видно, правду говорят, что «только утро любви хорошо». Вдруг (в 1977 году) появляется песня под названием «Забудь меня». После всех нежных слов, сказанных невидимому собеседнику, и призывов «рассказать о себе», настоящая сталь звучит в мягком голосе певца:
J'écris des mots sur des bouts d'mon cerveau.
|
Я пишу слова на обрывках мыслей.
|
Если и можно посетовать на то, что альтруизм певца имеет границы, то никак нельзя обвинить его в непоследовательности: именно в 1977 году Ив Симон оставляет сцену. Ему всего лишь 32 года!
Причин много: утомление от концертов и турне, осознание ограниченных способностей к импровизации, несовместимость писательского ремесла с таким образом жизни. Мучительный, но неизбежный разрыв с группой «Транзит-экспресс», сопровождавшей певца на протяжении четырех лет. И вот еще какое соображение: «Артист на сцене – повод для рождения крупных коллективных эмоций. Именно с этим я хотел порвать, когда бросил сцену, не желая пользоваться этой слишком легкой властью и боясь поддаться соблазну демагогии, практически неизбежной в этом случае».
Оставить сцену – не означает cовсем уйти из песни. Ив Симон продолжает выпускать альбомы, только реже: не каждый год, как это было до 77-го, а раз в два-три года. Появляется он и на телевидении – хотя тоже все реже.
Ностальгия по прошлому, размышления о времени, хрупкости и недолговечности настоящего – еще одна из любимых тем Симона. А одна из особенностей стиля – песни-образы, песни-вспышки, песни-фотографии, причем снятые не в фокусе, и размытость изображения на них компенсируется появлением дополнительных планов. Давайте послушаем еще одну песню из моих любимых.
J't'aimais j't'aime plus (1978) Я любил тебя и больше не люблю
В начале 80-х, в соответствии с духом времени, Ив сбривает бороду. Что мне, кстати, напоминает: исходя из внешнего облика (джинсы, борода), многие пытались порой классифицировать в одну категорию Ива Симона и Максима Ле Форестье, к неудовольствию их обоих. Ну и правда ведь, совсем разный стиль.
В общем и целом, песни 80-х мне нравятся меньше, чем песни 70-х. Это далеко не случай Клера, с его резким уходом в коммерцию – а так, синтетические нотки, легкий закос в диско-подобную попсу. Следующая песня – примерно из этой серии. Однако в сети не так уж много роликов Ива Симона, так что давайте уж посмотрим на красавчика в белом. Совсем другого типа, нежели Жюльен, но тоже своего рода красавчик и ловец женских душ. А ведь раньше не казался таким, когда с бородой.
Дальние и ближние путешествия, желание постичь разные страны, особенно экзотические – еще одна из излюбленных тем песен Ива Симона, да и его писательского творчества тоже. «Великолепный путешественник», «Транзит-Экспресс» – это названия романов («Транзит-Экспресс» – еще и музыкальная группа). Названия альбомов и песен тоже говорят сами за себя. Альбом 1985 года называется «По ту сторону света». И песни на нем: «Перемещение мирового центра в сторону Тихого океана», «Любовь в Токио», «Планета Может Быть»… О стойкой (и взаимной) любви Ива Симона к Японии, выраженной им в очерках, романах и песнях, надо сказать особо. Певец неоднократно и с неизменным успехом выступал в Японии. 6 августа 1982 года двадцатитысячная аудитория аплодировала ему в Токио, на концерте памяти Хиросимы.
Сродни восточному мировосприятию также некоторая самоуглубленность и относительная статичность творчества Симона. В музыке это выражается в ограниченном диапазоне развития мелодии и изощренных оркестровках.
Возвращаясь к альбому 1985 года: песня, выделенная на обложке альбома, посвящена стране, ныне ушедшей в прошлое. Но прекрасно существующей в реальности Ива Симона, мы уже к этому привыкли.
«Фараоны рока проходят по другую сторону зеркал…» Эта строчка из прозвучавшей сейчас «Абиссинии» – не случайная для Симона. Выражение de l'autre côté рассеяно по его песням непременным аттрибутом: «по ту сторону зеркала», «по ту сторону света», «по ту сторону твоей души». Добавим: «иное желание», «иная жизнь», «на другой дороге» – чуть ли не в каждой песне субъективист Ив Симон утверждает реальность существования «того, что не видно» и приглашает своего слушателя заглянуть в невидимые глубины. Следующая песня не входит в антологии певца, даже на ютубе отсутствовала до недавнего времени (я ее и добавила). Однако Ив Симон считает ее текст одним из самых своих удачных – и я с ним полностью согласна. Да и музыка чудная, совершенно завораживает...
Une pierre qui roule (1978) Катящийся камень
После альбома 1988 года («Liasons») Ив Симон делает окончательный выбор в пользу литературы. Всего на настоящий день в его библиографии 23 романа и без счета публицистики. Вот лишь избранные его произведения.
Следующий альбом («Intempestives») Ив выпустит только в 1999 году, с перерывом в 11 лет.
Противное синтетическое звучание 80-х исчезло, уступив место новым экспериментам с музыкой. И фигуры мировой культуры – по-прежнему постоянные персонажи песен Ива Симона. Вот, например:
И снова перерыв в сочинительстве песен, на этот раз на 8 лет. В июле же 2007 года, после тридцатилетнего (!) отсутствия, Ив Симон неожиданно возвращается на сцену: сначала фестиваль Les Francofolies de La Rochelle, затем концерт в бельгийском городе Spa.
Вот очень трогательное видео, где он поет один из самых известных своих хитов, а счастливые поклонники устраивают любимому певцу стоячую овацию.
Yves Simon aux Francofolies 2007 - Manhattan by syltho_fr
А мы давайте послушаем эту песню в оригинальной, студийной версии.
В ноябре 2007 года выходит новый альбом: «Rumeurs»
А 12 марта 2008 года Ив дает концерт в Олимпии. Я нашла в сети вот такой ролик, где собраны фотографии с этого концерта под попурри из известных песен Симона. Автор назвал свой ролик «Le retour du voyageur» («Возвращение путешественника») – и мы уже понимаем все смыслы этого названия.
В этой подборке две песни с альбома 2007 года, остальные – классика певца. Какие-то из них мы успели послушать, какие-то нет. Увы, не в моих силах перевести все мои любимые песни – их много. Поэтому я решила составить такой архив избранного (1, 2), включив в него песни двух типов: 1) мои любимые 2) значимые в творчестве артиста (эти две категории не всегда совпадают, но вы там разберетесь). В отдельной папке собраны песни, которые мы слушаем в этой главе, остальные – вне папки.
Думаю, на этом мы и закончим рассказ об этом замечательном авторе-исполнителе. Обратите внимание, что и музыка, и текст всех до одной песен написаны одним автором, это достаточно редкое явление в наше время. Очень жаль, что Ив Симон так рано ушел из песни. Тем не менее в историю французской песни он несомненно вписал свою страницу как один из выдающихся авторов 70-80-х.
Отрывок из интервью Ива Симона газете «Монд»: «Слова насмешливые и слова возвышенные, в песнях – запах алкоголя, одиночества и растерянности, люди, не знающие, как им распорядиться этой жизнью, свалившейся на них в разгар зодиака... Песни адресованы мозгу, сердцу и душе человека, чтобы помочь ему противостоять крушению иллюзий. Эмоциональные вехи наших личных историй, песни – это шаги в направлении иных миров. Они ведут нас к самому глубокому, что есть внутри нас, самому прекрасному и непосредственному».
© NM (Наталия Меерович)
Оригинал в ЖЖ.